Дезинформационная война Москвы

Дезинформационная война Москвы

Европейцы принимают меры по противодействию российской пропаганде, маскирующейся под новости

К французской газете «Le Figaro» прилагается пророссийское дополнение. На первый взгляд, оно является частью газеты, но его неприкрытая, явно выраженная предвзятая подача информации в отношении российской внешней политики и президента Владимира Путина указывает на то, что это — уловка, призванная убедить читателей поверить в ложь. Российская пропагандистская машина, быстро распространяющаяся в Европе, пытается запутать текущие новости и манипулировать ими, чтобы предложить вводящие в заблуждение, но убедительные трактования, которые выставляют Россию в положительном свете. Во многих случаях цель такого манипулирования средствами массовой информации заключается в дестабилизации Украины и дискредитации европейских руководителей, выступающих против России.

В ответ на этот информационный натиск Европейская комиссия в марте 2015 г. поручила главе по внешней политике Европейского союза Федерике Могерини разработать стратегический план коммуникаций, который даст объяснение этой манипуляционной информации и выведет российскую информационную кампанию на чистую воду. Обсуждавшиеся потенциальные решения включают в себя создание веб-сайта, подробно разъясняющего фактические случаи введения в заблуждение, укрепление надзора за СМИ и энергичное содействие проевропейскому изложению фактов. Тем временем комиссия сформировала специальную группу, названную «Разрушители мифов», цель которой заключается в выявлении фактов лжи в российских СМИ и выпуске соответствующих поправок.

Для ЕС информационная война — терра инкогнита. Особенно трудно противостоять ей в странах Балтии, в которых есть русскоязычные меньшинства, и на Украине, где российские кампании в СМИ были особенно интенсивны. Руководители ЕС подчеркнули «необходимость противостоять текущей кампании России по дезинформации общественности в отношении конфликта на Украине», сообщило немецкое агентство печати «Deutsche Presse-Agentur».

Наиболее заметная недавняя пропагандистская кампания России включала два основных отрицания: то, что в июле 2014 г. Россия сбила малазийский самолет, следовавший рейсом MH17, и что российские военнослужащие вступили в Крым непосредственно перед его захватом Москвой. Когда малазийский авиалайнер потерпел крушение, российские СМИ завили, что он был сбит украинскими вооруженными силами. Имеется веское доказательство того, что ответственность за это несут пророссийские повстанцы, вооруженные российским оружием. Путин также нагло отмел утверждения, что его военнослужащие находились в Крыму до его незаконного захвата, но позднее наградил участников медалями.

RTR4PH4I

Рига, январь 2015 г. Русскоязычный журналист Алексей Кондауров читает новости в студии Первого Балтийского канала. Правительства трех стран Балтии активизируют трансляцию собственных передач на русском языке. РЕЙТЕР

Российские СМИ повторили заявления о том, что множество украинцев пересекло границу из юго-восточной Украины в Россию. Однако Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев не смог предоставить подтверждение этого. В марте 2015 г. украинские новостные информагентства сообщили, что на территории Западной Украины, Словакии и Польши был проведен конгресс русинов Закарпатья. По сообщению «The Economist», опубликованному в марте 2015 г., они «требовали признать их национальную идентичность и автономию их земли». Позднее стало известно, что конгресс был вымыслом российского новостного информагентства ТАСС. Дезинформации не нужно быть вопиющей ложью: достаточно простого манипулирования фактами и извращения подробностей, чтобы вписать разъяснения России в сферу возможного. Контролируемые Россией СМИ часто разбавляют обоснованные новостные материалы пропагандой, чтобы размыть контуры правильности.

Российская новостная пропаганда может быть эксцентричной и нелепой. Например, несколько российских масс-медийных новостных источников, включая ежедневную газету «Московский комсомолец» и телевизионный канал «Звезда» министерства обороны, ошибочно сообщили, что президент Украины Петр Порошенко «утратил чувство реальности», когда подарил безногому бойцу футбольный мяч. Некоторые сообщения настолько эксцентричны, что украинские СМИ превратили их в комедию. Газета «Kyiv Post» опубликовала статью «Top 10 Kremlin myths and lies used to justify Russian invasion of Ukraine’s Crimea» (Десять основных мифов и лживых фактов, использующихся Кремлем для оправдания вторжения в украинский Крым), а фотография русской женщины, появляющаяся в многочисленных российских СМИ каждый раз под разными именами, приобрела характер вирусной пропаганды.

Однако сколь ни забавны сообщения, их намерение таким не является. Российское правительство вложило значительные средства в эту гибридную войну, целью которой является дискредитация ЕС и восточно-европейских правительств. По мнению экспертов, российская пропаганда, циркулирующая на Украине и в Восточной Европе, нацелена на возбуждение ненависти к украинцам, чтобы оправдать агрессию.

Российские информационные агентства расширяют свою деятельность и арсенал средств, которыми Россия может распространять дезинформацию, растет. По мнению брюссельского научно-исследовательского института «Эгмонт», агентство «РИА Новости», когда-то считавшееся уравновешенным российским СМИ, в конце 2014 года превратилось в «агрессивную пропагандистскую машину Кремля». Название было изменено на «Россия сегодня», которое не надо путать с RT (Russia Today) — российской телевизионной компанией. «РИА Новости» будет и в дальнейшем использоваться в России.

epa04128083 Ukrainians stand around a slogan 'Stop propaganda! There is no a fascism here!', on the Independence Square in Kiev, Ukraine, 16 March 2014. Polling stations opened in Crimea for a referendum about whether the Ukrainian Black Sea region should join Russia. The vote has been widely condemned by Western governments, who call it illegal and have announced sanctions against Russia if it goes ahead. Thousands of unmarked forces, believed to be Russian, have appeared in Crimea after local Moscow-backed authorities asked Russia for protection against 'extremists' in the new Ukrainian leadership. EPA/SERGEY DOLZHENKO

Украинцы выложили буквами надпись «Стоп пропаганда! Здесь нет фашизма!» на Площади Независимости в Киеве в марте 2014 года. EPA

«Россия сегодня» сочетает в себе бывшую новостную службу «РИА Новости» и международную радиослужбу «Голос России». В ноябре 2014 г. радиостанция «Голос России» сменила название на «Sputnik». Ее деятельность будет сосредоточена на радиовещании и присутствии в Интернете, и «Sputnik» будет «предоставлять альтернативные интерпретации событий, на которые в мире определенно существует спрос», — завил в интервью агентству Франс-Пресс руководитель новостной радиостанции «Sputnik» Дмитрий Киселев. Радиостанция расширяет свое вещание еще на 30 городов мира.

Телекомпания «Russia Today» расширяет свои новостные службы путем вещания в крупнейших столицах мира. Такой рост вызывает особую тревогу у экспертов. В ноябре 2014 г. институт «Эгмонт» писал: «Факты приводятся [телекомпанией «Russia Today»] с полным отсутствием должной точности и беспристрастности, с чрезмерным вниманием к пророссийским взглядам и мнениям». Дезинформация была настолько возмутительной, что корреспондент завершает свою речь следующим заявлением: «Это была шокирующе очевидная дезинформация, и она дошла до той точки, после которой я уже не мог больше защищать ее», сообщалось в отчете фонда «Наследие» в октябре 2014 г. Некоторые наиболее неистовые сообщения утверждали, что атака 11 сентября 2001 г. против США была спланирована заместителем министра обороны США, и что вирус Эбола был создан Соединенными Штатами. «Пропагандистская машина гRussia Today“ не менее разрушительна, чем марши военных в Крыму», — заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в интервью «The Wall Street Journal» в марте 2014 г.

Согласно «EUobserver», Россия также наняла армию тайных интернет-троллей и блоггеров, чтобы они размещали пророссийские и пропутинские комментарии и сообщения в социальных сетевых ресурсах. «Это весьма серьезная угроза», — сказал старший научный сотрудник Центра внешней политики Дэвид Кларк в интервью «Newsweek» в марте 2015 г. «Пропаганда сыграла значительную роль в конфликте на Украине. За кулисами кажется правдоподобным, что Россия располагает тысячами людей, работающими в социальных сетевых ресурсах и на новостных веб-сайтах, вбрасывающих информацию и оставляющих сообщения в микроблогах с тем, чтобы распространить российское послание».

Граждане выступают против пропаганды. Украинец Сергей Балбеко создал веб-сайт «Fakecontrol», чтобы рассеять ложь. «У меня и моих друзей появилась идея запустить этот проект, так как мы понимали, сколь огромно количество дезинформации, поступающей из СМИ, социальных сетей, новостей и из прессы, а также некоторых других источников», — сказал он в интервью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Балбеко пояснил, что они тщательно изучают фотографии, исследуют публичную информацию о событиях и проводят опросы, чтобы разоблачить дезинформацию.

Несмотря на важность совместных усилий, европейские государства также должны действовать индивидуально. Как сообщил «The Economist» в марте 2015 г., в сентябре 2015 г. Эстония планирует запустить телевизионный канал, предназначенный прежде всего для тех, кто говорит на русском языке. Аналогичным образом, Латвия, страна-член ЕС с самым большим процентом русскоязычных граждан, открыто финансирует канал, предназначенный для таких зрителей. Дания создала научно-исследовательский центр «Европейский фонд за демократию», посвященный оценке вариантов срыва дезинформационной кампании Кремля и подготовке отчета для Могерини, чтобы она учла его в своих рекомендациях.

Эффективность российской кампании по дезинформации неизвестна, но проведенное весной центром «Pew Research Center» исследование выявило рост неблагоприятного мнения европейцев о России. Исследование показало, что в период с 2013 по 2014 г.г. европейцы все больше стали негативно относиться к России, и негативное отношение возросло с 54% до 74%.

Европейцы с нетерпением ждут и поддерживают мероприятия по противостоянию этой дезинформации. «Использование Кремлем дезинформации обнаружилось после уничтожения малазийского пассажирского авиалайнера 17 июля. Европейцы должны противостоять нелепой пропагандистской машине, от которой зависит авторитарное правление президента Путина», — написал в августе 2014 г. Уильям Хорсли, бывший корреспондент Би-Би-Си по европейским делам и соучредитель Центра в поддержку свободы средств массовой информации Шеффилдского университета.

С этим согласны и европейские лидеры: «Мы столкнулись…с весьма систематической и довольно сложной кампанией по дезинформации. Мы знаем. что она разрушительна…мы должны повысить эффективность наших коллективных и индивидуальных действий», — заявил один дипломат ЕС.